БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Поскольку бизнес-план относится к документам, разраба­тываемым в процессе планирования, отметим ряд особенностей планирования на малом инновационном предприятии. Они состо­ят в том, что большинство нормативных показателей планирова­ния, применяемых на промышленных предприятиях, в данном случае не может быть применено. Во-первых, в первый год возник­новения малого инновационного предприятия у него отсутствует экономическая история, а большинство плановых показателей ба­зируется на показателях прошлого года, а то и нескольких прошлых лет. Во-вторых, даже когда инновационное предприятие и сумеет продержаться на рынке один или два года, то накопленная в нем экономическая статистика может применяться для внутреннего планирования только с большой осторожностью.

Дело в том, что в инновационном предприятии объем произво­димой продукции и ее качество существенно зависят от личност­ных факторов: если из инновационной компании уйдет (или, на­пример, по причине болезни просто не сможет работать) ведущий и наиболее талантливый разработчик, то не всегда даже и десять специалистов, принятых вместо него на работу, смогут его заме­нить. Поэтому использование прежних показателей для планиро­вания деятельности инновационной компании в будущем в такой ситуации будет явным самообманом. В первый год работы инно­вационной компании лучше всего планировать ее деятельность на основе экспертных оценок и в качестве базовых показателей вво­дить объем работ по НИОКР или, если уже предполагаются про­дажи, объем продаж на рынке.

Все вышесказанное необходимо учитывать, чтобы составить реалистичный бизнес-план инновационной компании. Формат бизнес-плана достаточно стандартизирован, и, кроме того, суще­ствуют программные продукты с развитым интерфейсом, позво­ляющие формировать бизнес-план в стандартизированном виде и осуществлять необходимые экономические расчеты. Одним из та­ких наиболее распространенных среди российских инновационных компаний программных продуктов является Project Expert (см. гла­ву 7). Отметим, что молодой инновационной компании не стоит акцентировать внимание на выборе наиболее эффективного про­граммного средства, позволяющего осуществлять экономические расчеты, а сконцентрироваться на налаживании инновационного процесса в компании, организации разработки нового продукта или услуги и коммерциализации полученного результата.

Для лучшего представления о формате документа, называемого бизнес-планом, а также для тех, кто не имеет возможности при­обрести программные продукты типа Project Expert и вынужден осуществлять расчеты вручную, ниже приводятся типовая форма бизнес-плана и методика расчета показателей. Данная методика взята из положения о конкурсной документации для инновацион­ных проектов, претендующих на получение государственного фи­нансирования. Эта методика применялась администрацией Перм­ской области при проведении «Открытого конкурса инновацион­ных проектов на размещение заказа администрации Пермской области на выполнение научно-исследовательских и опытно-конс­трукторских разработок*.

Еще раз отметим, что малое инновационное предприятие (осо­бенно вновь создавшееся) должно концентрироваться на органи­зации самого инновационного процесса и на проведении марке­тинговых исследований. Бизнес-план инновационная компания может разработать с помощью привлеченных специалистов-кон­сультантов или специализированных компаний. Инновационный же бизнес никто за компанию не организует.

 

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ