ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО НА УРОВНЕ РЕГИОНА

На предприятиях в бывшем СССР главная последователь­ность совершения действий, приводящих к появлению в произ­водстве новой разработки, в типовом варианте была следующей:

*   конструктор по заданию директора завода (иногда по своей ини­циативе) разрабатывал новое изделие;

•   затем на собственные деньги (которыху крупных советских пред­приятий до перестройки всегда было в избытке) государствен­ный завод изготовлял опытный образец;

• далее директор завода осуществлял необходимые согласова­ния в своем отраслевом министерстве, получал деньги на за­пуск новинки в серийное производство и затем отгружал но­вую продукцию указанным ему из министерства предприяти­ям торговли.

В централизованной советской экономике в регионах (Центр, Северо-Запад, Урал, Поволжье и др.) осуществлялась только часть инновационного процесса — там технические инновации зарож­дались и апробировались, а выведение этих инноваций на рынок происходило уже в Москве. Если разработки и возвращались из Москвы в регионы, то уже в виде продукта для тиражирования и серийного выпуска на местных заводах. При этом заранее был опре­делен оптовый покупатель всей этой продукции. Другой типовой схемой работы предприятий того периода была схема работы на процессинге — новый продукт разрабатывался в столичных НИИ и КБ, а затем передавался на заводы в регионы для тиражирования. Вопрос же с организацией сбыта был также заранее решен, т.е. в наиболее типовых случаях инновационные процессы на местных предприятиях происходили в усеченном виде.

В процессе перехода к рынку этот механизм был разрушен. В ходе рыночных реформ обнаружилось, что в регионах не только отсут­ствуют институты, обеспечивающие коммерциализацию иннова­ций, но и у большинства местных топ-менеджеров нет опыта ра­боты на рынке инноваций. В итоге более десяти лет устойчивый инновационный процесс в большинстве российских регионов просто отсугствовал. В настоящее время ситуация в сфере управ­ления инновациями следующая.

1. Осуществление Президентской программы (Программы под­готовки управленческих кадров для организаций народного хозяй­ства РФ), западная помощь в подготовке менеджеров и активная работа российских учебных заведений привели к тому, что в Рос­сии появилось достаточно много высококвалифицированных ме­неджеров.

2. В силу специфики организации российской экономики ме­неджеры, знакомые с европейскими методиками ведения бизнеса, в основном оказались на крупных предприятиях, так как только там выплачивалась высокая заработная плата, соответствующая их высокой квалификации. Некоторые из этих менеджеров создали свои предприятия.

3. Менеджеры, обученные современным методам работы и ра­ботающие на крупных предприятиях, как правило, пока не смогли

занять ключевых постов, так как еще работают специалисты, за­нявшие эти должности до рыночных реформ. Поэтому вновь обу­ченные менеджеры пока не оказывают серьезного влияния на ход инновационных процессов на своих фирмах, а старые топ-менед­жеры просто не знают, как реализовать инновации, когда отсут­ствуют привычные для них формы—министерство, дающее деньги, и государственная торговля, закупающая у предприятия все, что оно произвело. Менеджеры же, владеющие собственным бизнесом, еще не накопили достаточно средств для финансирования инно­ваций собственными силами.

4. Носители инноваций (инженеры, ученые, врачи и т.п.) просто не знают, как им продвигать свои инновационные разработки в усло­виях рынка. Они «забрасывают» местную администрацию своими предложениями и требуют помочь им в получении необходимого финансирования. Они стараются попасть на прием к руководителям крупных компаний или владельцам крупных капиталов, но при этом не могут внятно им объяснить, какой рыночный эффект дадут их инновации и когда они смогут вернуть средства инвестору.

5. У многих руководителей малого бизнеса отсутствуют необхо­димое экономическое образование и культура разработки бизнес-проектов.

6. Иностранные инвесторы пока не вкладывают значительных средств в инновационные проекты российских компаний.

7. Отсутствуют необходимые общественные институты, спо­собствующие продвижению инноваций на рынок.

8. Органы власти в регионах недостаточно активно поддержи­вает процессы институциональных реформ, содействующих росту и расширению инновационного бизнеса.

Инновационные проекты в большинстве промышленно разви­тых регионов России (как и до рыночных реформ) в основном ре­ализуются или в рамках крупных промышленных объединений, или в ведущих университетах. Такое положение дел объясняется в первую очередь тем, что топ-менеджеры крупного промышленно­го бизнеса осознают важность непрерывного ведения НИОКР и выделяют фонды на финансирование инновационного процесса своих предприятий. Университеты в силу специфики своей дея­тельности практически непрерывно занимаются научной работой. Успешно работающих малых инновационных предприятий пока мало, да и те немногие базируются в основном не на вновь создан­ных ноу-хау, а на инновациях советского периода развития эконо­мики. Такое положение дел не случайно, так как мировой опыт

свидетельствует, что для инициации и поддержания процесса мас­сового возникновения и развития инновационных компаний тре­буется соответствующая институциональная инфраструктура, ко­торая в регионах либо отсутствует, либо находится в стадии ста­новления.

Создание инфраструктуры, способствующей поддержанию и продвижению на рынок инновационных разработок, является од­ной из главных проблем российской экономики. В последние годы в России стали появляться общественные институты, способные соединять интересы частных инвесторов, высококвалифицирован­ных менеджеров и носителей инновационных идей. Причем уро­вень работы этих организаций соответствует требованиям, предъ­являемым к инновационному бизнесу современным развитием эко­номики. Так, на основании постановления Правительства РФ был создан Российский фонд технологического развития, формируется сеть венчурных фондов и ассоциация «бизнес-ангелов», почти во всех промьтшленно развитых регионах России появились и дей­ствуют бизнес-инкубаторы и технопарки.

В настоящее время администрация Пермского края и ряд обще­ственных институтов создают в регионе элементы инфраструктуры, которые должны обеспечить управление инновационными процессами на современном уровне. Так, был создан Пермский краевой фонд со­действия венчурным инвестициям, проведен открытый конкурс инно­вационных проектов на размещение заказа администрации Пермского края на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструктор­ских работ. Реальная финансовая помощь оказывается малым перм­ским предприятиям Уральским фондом поддержки малого предприни­мательства.

В настоящее время в Перми создается бизнес-инкубатор. Одной из основных задач бизнес-инкубатора является оптимальное соединение опыта и знаний высококвалифицированных менеджеров с инициативой предпринимателей, занимающихся инновационной деятельностью. Эф­фективная работа бизнес-инкубатора предполагает, что уровень издер­жек нового инновационного бизнеса должен быть ощутимо меньше, чем среднестатистические трансакциейные издержки в целом по аналогич­ным предприятиям данной отрасли. Проект создания пермского бизнес-инкубатора был подготовлен с учетом мировой практики создания по­добных учреждений. Однако предлагаемый к созданию в Пермском крае бизнес-инкубатор несколько отличается по составу функций от традици­онной схемы работы бизнес-инкубатора. В его проекте были учтены по-

желания инвесторов о механизме обеспечения выполнения «инкубиру­емым» предприятием своих обязательств перед инвестором. Кроме того, предполагается, что бизнес-инкубатор будет оказывать услуги по поис­ку инвестиций для реализации проектов, находящихся на начальном эта­пе. Поскольку в инновационный бизнес часто приходят люди с недоста­точной профессиональной подготовкой, планируется оказание бизнес-инкубатором образовательных услуг. В результате бизнес-инкубатор должен решать следующие задачи:

•    поиск и отбор инновационных идей, обладающих потенциальной рыночной привлекательностью;

•    разработка бизнес-плана для реализации инновационной идеи ав­торского коллектива изобретателей;

■ предоставление офиса для команды менеджеров, занимающейся реализацией бизнес-плана, по расценкам ниже средних по городу;

•    помощь в подборе менеджерской команды для реализации бизнес-плана;

•    помощь (финансовая, юридическая, бухгалтерская, аналитическая) в реализации бизнес-плана. Сопровождение «инкубируемого» пред­приятия, реализующего бизнес-план, до достижения этим бизнесом точки безубыточности;

•    помощь в привлечении необходимых инвестиций;

•    организация бизнес-образования предпринимателей, руководящих •инкубируемыми» предприятиями;

•    распространение научно-просветительской литературы, пропаган­дирующей новые подходы к инновационному процессу в условиях рыночной экономики;

•    распространение информации о работе бизнес-инкубатора по кана­лам Интернета;

•    создание филиалов бизнес-инкубатора по всему региону. Создаваемый бизнес-инкубатор призван не только объединить в одну

команду разных специалистов, необходимых для реализации инноваци­онной идеи, — менеджеров и разработчиков инноваций, но и оказывать им необходимую техническую, финансовую и консультационную помощь. На базе такого бизнес-инкубатора можно будет организовать семинары для высшего руководства крупных пермских предприятий и фирм, где оно может ознакомиться с современными методами осуществления ин­новационного процесса в условиях рынка. Также в таком бизнес-инкуба­торе можно будет обучать самих разработчиков инноваций способам продвижения разработок на рынок.

Деятельность бизнес-инкубатора будет финансироваться за счет до­ходов от реализованных им инновационных проектов. Первоначальное

финансирование создания бизнес-инкубатора, подготовки первых про­ектов, проведения тренингов и выпуска методических пособий предпо­лагается осуществить за счет грантов или целевого финансирования со стороны администрации Пермского края. В дальнейшем оплата за услуги бизнес-инкубатора будет относиться на расходы по подготовке проекта и возмещаться инвестором после того, как подготовленный проект будет им одобрен.

 

ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО НА УРОВНЕ РЕГИОНА