ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственное участие в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямое финансирование), так и создание условий для использования рыночного механизма при­влечения средств (косвенное финансирование) (рис. 8.3).

 

ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Отметим, что поддержка малых инновационных предприятий представляет для государства особую важность, поскольку считается доказанным, что мелкий наукоемкий бизнес является наиболее эф­фективным в плане создания новых продуктов и технологий, изоб­ретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследования и разработки. Выделяют следующие три формы поддержки проектов государством: 1) предоставление кредитных ресурсов на основе воз­вратности, срочности и платности; 2) то же самое на условиях закре­пления в государственной собственности части акций, выпускаемых «под проект» акционерных обществ; 3) предоставление гарантий воз­мещения части вложенных инвестором средств в случае срыва вы­полнения проекта не по вине первого. В конкурсном отборе участ­вуют бизнес-планы проектов с полученными на них заключениями государственной экспертизы. Инициатор проекта должен вложить в его реализацию как минимум 20% от объема необходимых средств. Срок окупаемости проектов не должен превышать двух лет, и размер государственной поддержки зависит от категории проектов.

Финансирование инновационной деятельности может также осу­ществляться из так называемых бюджетных и внебюджетных фон­дов финансирования НИРи ОКР. Среди бюджетных фондов вы­деляют:

I) Федеральный фонд производственных инноваций (ФФПИ) — создан постановлением Правительства РФ в 1996 г. и получил ста-

туе государственной некоммерческой организации. Государствен­ные инвестиции для него выделяются отдельной строкой в Федераль­ной инвестиционной программе в размере 1,5% от государственных централизованных капиталовложений. Средства фонда расходу­ются на поддержку инновационных предприятий, строительство и реконструкцию наукоемких производств и другие цели на воз­вратной основе;

2) Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) — создан Указом Президента РФ в 1992 г. Имеет статус государствен­ной некоммерческой организации и образуется за счет бюджетных средств на гражданскую науку. Фонд содействует проведению на­учных исследований в виде поддержки научных проектов, повы­шению научной квалификации ученых, реализует инициативные научные и издательские проекты сроком до трех лет, поддерживает ведущих ученых, научные школы и материально-техническую базу фундаментальной науки. Результаты научных проектов, финанси­руемых РФФИ, считаются общественным достоянием и подлежат обязательному опубликованию;

У) Российский гуманитарный научный фонд (РГИФ) — выделил­ся в 1995 г. из РФФИ. Был создан с целью поддержки фундаменталь­ных исследований в области гуманитарных и общественных наук;

4) Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере — учрежден постановлением Правительства РФ «О фонде содействия малым формам предприятий в научно-тех­нической сфере» от 3 февраля 1996 г. Основной деятельностью фон­да является финансирование расширения деятельности малых пред­приятий. При предоставлении кредита фонд не требует обеспече­ния последнего, при этом плата за кредит составляет не более 50% ставки Центрального банка РФ, а срок пользования не превышает одного года. Источниками образования являются бюджетные ас­сигнования (1 % от средств, предусмотренных на финансирование гражданской науки), поступления от деятельности самого фонда, добровольные взносы. Инвестиционная политика фонда нацелена на развертывание (расширение) производства. Объем инвестиций может составлять до 1 млн руб.;

5) Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП) — ориентирован главным образом на поддержку мало­го бизнеса вообще. Доля поддержки им инновационных проектов составляет не более 10%.

Среди внебюджетных фондов особо стоит отметить Российский фонд технологического развития (РФТР). Фонд был создан поста-

новлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. в целях государ­ственной поддержки развития малого предпринимательства в на­учно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм, биз­нес-инкубаторов, инновационных, инжиниринговых центров и др.). Фонд предоставляет беспроцентные банковские ссуды в руб­левом эквиваленте. Возврат средств предусмотрен через 2—3 года в долларовом эквиваленте кредита. Объем инвестиций составляет обычно до 3 млн руб.

Косвенное государственное финансирование инновационной деятельности заключается в создании государственными органами выгодных условий для финансирования НИОКРи инноваций за­интересованными в их результатах инвесторами на рыночных усло­виях. К методам косвенного финансирования относят:

*   предоставление индивидуальным изобретателям и малым внед­ренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

*   создание венчурных инновационных фондов, пользующихся на­логовыми льготами;

*   снижение государственных патентных пошлин по ресурсосбе­регающим изобретениям;

*   создание сети технополисов, технопарков;

*   создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний в целях диверсификации инвес­тиций государства.

В соответствии с законодательством финансовое обеспечение инновационной деятельности основывается на его целевой ориен­тации и множественности источников финансирования. Правитель­ство РФ организует разработку и исполнение бюджета в части рас­ходов на научные исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок создания государственных фондов поддержки научно-технической деятельности. В порядке долевого участия мо­гут финансироваться научно-технические программы, сформиро­ванные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений; научно-технические программы создания техники и технологии двойного применения.

 

ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ