Поддержание лидерства

Лидер находится в положении «хозяина». В психологическом взаимодействии людей можно выделить два состояния личности — «хозяин» и «гость». Внешние проявления этих состояний личности представлены втабл. 10.2.

Таблица 10.2

 

Поддержание лидерства

«Перехват» управления и удержание власти. «Перехват» управле­ния — это «перехват» ответственности. Различают следующие спо­собы «перехвата» управления.

1. Задавать вопросы. Кто задает вопросы и получает на них от­веты, тот «хозяин». Как только человек начал отвечать на вопрос, так он становится «гостем». Иногда люди спрашивают не для того, чтобы получить ответ, а для того, чтобы перехватить ответствен­ность и завладеть инициативой. Кто больше выдал информации, тот «гость».

2. Хвалить или критиковать, давать оценки. Как только чело­век кого-то похвалил, он тут же получает психологическое право его критиковать. Некоторых людей с выраженным внутренним состоянием «хозяина» бывает психологически трудно похвалить.

Такие люди внутренне не приемлют похвалу, не желая попадать под влияние того, кто хвалит. Как только принял похвалу, то сразу оказался в состоянии ребенка, над которым стоит родитель, оце­нивающий его действия. Таким образом, «хозяин» хвалит и крити­кует «гостя», а «гость» принимает оценки.

Ъ.Держать паузу, вести темпоритм беседы. Кто умеет держать паузу в разговоре, тот способен устанавливать регламент общения, получает право прервать своего собеседника когда захочет. Кто пер­вым сорвался в паузе — тот стал «гостем». Вести темпоритм беседы означает замедлять или ускорять темп разговора по своему усмотре­нию, заставляя собеседника следовать за собой, тем самым диктуя энергетику взаимодействия. Это довольно незаметный для собесед­ника способ «перехвата» управления, но весьма эффективный.

4. Разговоры о чувствах, здоровье, семье. Когда с человеком го­ворят о его семье, здоровье или чувствах, он допускает своего со­беседника в свою интимную зону и становится «гостем». Здесь не идет речь об откровенных разговорах на равных — это большое искусство. Лидер обычно говорит со своими ведомыми об их семь­ях, здоровье и чувствах.

5. Право на мелкие уступки. Сначала нужно заработать право на мелкие уступки, если хочешь, чтобы уступили в чем-то боль­шем. По мере уступок повышается психологическая свобода того, кто заработал это право. Чем больше мелких уступок сделано, тем сложнее уступившему настоять на своей позиции. («Закройте, по­жалуйста, дверь. Пересядьте, пожалуйста, вот сюда. Давайте на­чнем не с этого».)

6. Пространственная территория. На чьей территории проис­ходит взаимодействие, тот имеет преимущество. Кресло руководи­теля и пространство вокруг стола являются территорией «хозяина». Выраженные «перехватчики» управления неосознанно стремятся вторгнуться на эту территорию. Кроме того, в пространстве каби­нета существует много зон, откуда удобно начать «перехват» управ­ления. Как правило, такие зоны находятся у окна, возле двери, вдальних углах от кресла руководителя, а также в свободных про­странствах от мебели и другихлюдей. «Перехватчики» управления стремятся занять место не в общей массе, предпочитая места на отшибе или на противоположном конце стола.

Пока «перехватчик» управления находится в удаленной зоне, он является «оппозицией» и может зарабатывать очки для дальней­шего «продвижения» и изменения регламента. Как только он по­чувствует, что добился необходимого внимания со стороны коллег,

он начнет движение к территории «хозяина». Здесь позиции руко­водителя и «перехватчика» управления уравниваются. Для предот­вращения «перехвата» управления необходимолюдей, склонных к этому и оказавшихся в удобных зонах, пересаживать в общий строй. Целесообразно регламентирование мест посадки на сове­щаниях. На нейтральной территории необходимо:

•   занимать место, откуда всех видно и удобно обращаться ко всем, не повышая голоса. Если есть микрофон, то следует иметь к нему свободный доступ или держать у себя;

■ не допускать, чтобы кто-то садился за вашей спиной, кроме лиц, которым вы безгранично доверяете. Они не должны ока­зывать лидеру поддержку, когда ему этого не нужно. Публич­ное оказание лидеру поддержки является скрытым «перехватом» управления;

•   занимать место, имея вокруг себя свободное пространство для передвижения;

•   занимать место, откуда видны дверь и/или окна;

•   не повторять за ведомым его действий и фраз, даже если они очень удачны. Лучше его похвалить за успешный ход. Жела­тельно быть непохожим на всех присутствующих, чтобы у них была возможность копироватьлидера;

•   следовать правилу: кто платит или угощает по своей инициа­тиве, тот «хозяин»;

•   вовремя уходить по своей инициативе.

7. Психологическая территория. В эмоциональных взаимодей­ствиях с положительным или отрицательным фоном побеждают люди эмоционального склада мышления. При ровном спокойном общении преимущество у логиков. При волевом столкновении бла­гоприятны условия для личностей сенсорного типа. Для интуитив­ных типов удобным является обсуждение перспектив, абстрактно-теоретической информации, скрытых возможностей развития.

8. Ментальная территория. Образование, сфера ответственности, опыт работы формируют ментальную территорию личности. Мне­ние, высказанное с позиции своей ментальной территории, явля­ется наиболее компетентным. Если обсуждение проекта ведется преимущественно в терминах маркетинга, то самое большое вли­яние на принятие управленческого решения окажет маркетолог, если в терминах бухгалтерского учета — то бухгалтер и т.д. Форми­рование общекомандного языка взаимодействия должно идти от руководителя. Он принимает или не принимает термины, осущест­вляет выбор ментальной территории исходя из стратегических це-

лей. Любое профессиональное сообщение при хорошем знании ситуации можно сделать на чистом русском языке без терминоло­гических изысков.

9. Право на перемещение предметов. «Хозяин» имеет право на перемещение предметов, начиная от стен и мебели до канцелярс­ких принадлежностей. «Перехватчики» управления часто приносят с собой много вещей, помечая ими территорию и захватывая про­странство.

10. Право на свободу передвижения в пространстве. Кто обла­дает большей внутренней потенциальной свободой к передвиже­нию — тот и «хозяин». Тело «хозяина» более раскрепощено, чем у «гостя», мышцы не должны быть скованы. Желательно избегать статического напряжения. Когда «хозяин» стоит, все сидят. Когда «хозяин» сидит, все стоят. Когда «хозяин» движется, остальные сохраняют минимальную подвижность. Когда «хозяин» неподви­жен, вокруг происходит движение.

11. Право на незнание. «Хозяин» имеет право не знать и не уметь. Но он лишает «гостя» такого права. Руководитель должен иметь лишь необходимые знания из сферы компетентности своих подчиненных. Быть лучшим маркетологом, снабженцем, бухгалтером, финансис­том, экономистом, производственником и тд. в одном лице невоз­можно. Лучше иметь лучших финансистов, бухгалтеров, производ­ственников и тд. в своей команде и быть лучшим управляющим, хотя отличное знание этих сфер, безусловно, делает руководителя про­фессионально сильнее. Необходимо сохранять зону своей компетен­тности, не становясь в команде экономистом, производственником и тд., забирая эти управленческие ниши у подчиненных.

12. Милтон-модели и метамодеяи. «Хозяин» имеет психологи­ческое право говорить, используя Милтон-модель, и «метамоде-лировать» гостя. Милтон-моделъ — это генерализованное (обоб­щенное) сообщение, использующее специальные неясные оборо­ты речи для присоединения к опыту другого человека и получения доступа к неосознаваемым ресурсам. В обобщенной речи скрыва­ются различия в картах реальности людей. Милтон-модель снижа­ет критику восприятия у слушателя речевого сообщения. Речевые сообщения в этой модели невозможно оспорить, так как они не несут конкретной информации. Их можно лишь уточнять.

Пример. «Существуют определенные трудности (каждый слушающий думает о своих трудностях) в осуществлении проекта, но я хотел бы, что­бы каждый из вас нашел в себе способности (каждый думает о своих

способностях), которые помогли бы нашей команде достаточно эффек­тивно (каждый по-своему понимает эффективность) решать поставлен­ные задачи {у каждого свои задачи). Необходимо {неизвестно, кому это необходимо, а значит, всем) повысить эффективность (каждый исследу­ет свой опыт) внутрикомандного взаимодействия (у каждого свой образ идеальной команды), создать благоприятные условия {каждый думает, что он должен сделать) для достижения нашего общего успеха* {каждый по-своему понимает успех).

Метамодель — это модель языка, уточняющая, восстанавлива­ющая смысл слов. Восполняет утраченную информацию, упуще­ния, искажения и обобщения языка с помощью конкретных во­просов. Восстанавливает связь слов с сенсорным опытом. Мета-моделью Также называются сообщения, содержащие конкретные факты и цифры, не содержащие обобщений,

Пример. «В пятом цехе завершен монтаж первого и второго модуля, третий модуль — в 60-процентной готовности. Первый и второй блоки установлены, ведутся сварочные работы по третьему блоку. Закончим к 5 августа в соответствии с графиком».

Метамоделирование — это процесс перевода Милтон-модели в метамодель путем постановки вопросов (табл. 10.3).

 

Поддержание лидерства

Пример. «Какие именно трудности у нас возникли? О каких способ­ностях вы говорите и кто должен их проявить? Что значит эффективно? Кому это необходимо? Что означает повысить эффективность и чего именно? Какие условия мы должны создать? Кто их должен создавать? Что вы понимаете под нашим общим успехом?»

 

Поддержание лидерства