Установление реального порядка

Формальный и неформальный порядок. Порядок — это правила, по которым совершается что-нибудь. С позиции лидер­ства порядок — это соответствие поведения ведомых правилам, установленным лидером. Существует формальный и неформаль­ный порядок. Формальный порядок регламентируется приказами и инструкциями. Неформальный порядок устанавливается при лич­ном взаимодействии людей. Здоровье управленческой команды и системы в целом определяются соответствием неформального по­рядка формальному. Обычно это соответствие сохраняется от од­ного месяца до полугода. Максимально эффективность формаль­ного порядка сохраняется до одного года. Далее неформальные правила взаимодействия начинают преобладать над забытыми или иначе истолкованными нормами формального порядка. Продол­жительность эффективности формального порядка зависит:

•   от стабильности внешних условий и внутренней ситуации в команде;

•   фазы проекта;

•   развития личности лидера;

•   фазы развития командного взаимодействия;

•   вовлеченности членов команды в систему контроля;

•   эффективности системы доведения приказов и инструкций до сведения подчиненных;

•   эффективности системы контроля;

•   эффективности системы поощрений и наказаний, заложенной в самом порядке (табл. 10.4).

 

Установление реального порядка

Дезорганизация, беспорядок н порядок. Существуют три управ­ленческие ситуации в команде — порядок, беспорядок и дезорга­низация. Дезорганизация — это нарушение порядка, где виновника (виновников) искать бесполезно или просто невозможно. Беспо­рядок — это такое нарушение порядка, где нарушитель точно из­вестен (он получает публичное наказание, и порядок будет восста­новлен). Порядок — это отсутствие беспорядка. Беспорядок и де­зорганизация в команде возникают по одной причине — нет четких достижимых и конкретных целей у руководителя.

Существует мнение о низкой эффективности наказаний. С этим можно согласиться, тем не менее порядок должен соблюдаться. В ситуации дезорганизации необходимо установление временного упрошенного правления, которое длится, пока руководитель не создаст модель нового порядка, или по ситуативной необходимо­сти. А затем устанавливается новый порядок. Временное упрощенное правление — это форма управления, при котором действует мини­мум правил, самых необходимых для выживания команды.

Все вышеперечисленное позволяет использовать различные стили управления — попустительский, демократический и авто­ритарный в зависимости от управленческой ситуации.

Характеристики лидера. Отметим, что лидером нельзя быть на 99%. Лидер в команде всегда один. Лидер управляет активностью ведомых. Жестко сформулируем вопрос: кто лидер в команде?

1. Тот, кто устанавливает реальный порядок, правила игры, по которым живет команда. Это реальный закон жизни для членов управленческой команды. Он предусматривает правила формаль­ного и неформального взаимодействия. Лидер лишь по собствен­ной инициативе может что-то поменять. Это изменение реализу­ется всеми членами управленческой команды без исключений.

2. Тот, кто контролирует реальные рычаги власти. Лидер решает, выдавать информацию или нет члену команды. Кто больше знает, тот и «хозяин». Лидер выбирает, кого брать с собой на представи­тельскую встречу, регулирует личные связи членов команды. Он дает возможность полного управления каким-либо процессом или ли­шает такой возможности. Лидер лично контролирует финансы.

3. Тот, кто держит под контролем уровни управления людьми. На его появление обязательна реакция ведомого (поворот головы или тела, попытка привстать со стула, остановка предшествующего действия и т.д.). К нему стремятся быть «поближе», но лишь он позволяет «приближаться» к себе и «удаляет» от себя. От его на­строения зависит настроение членов команды. Его улыбка означает поощрение, нахмуренные брови — что-то происходит не так. Чле­ны команды ссылаются на него для повышения весомости своих слов. Он главный идеолог, именно он учит жить, определяет, «что такое хорошо, и что такое плохо», ему стремятся подражать в речи, жестах и поступках.

4. Тот, кто распределяет деньги. Уровень благосостояния члена команды зависит от соблюдения правил, установленных лидером. Никто кроме лидера не имеет права влиять на доходы члена коман­ды. Член команды работает на того, кто ему больше платит. Лидер старается исключать доходы на стороне у членов управленческой команды.

5. Тот, кто делегирует полномочия и власть. Только лидер может определять должностные полномочия и власть членов управленческой команды. Только лидер может спросить за их несоблюдение. Осталь­ные следят за соблюдением своих должностных обязанностей.

6. Тот, кто повышает или понижает авторитет команды. Лидер решает, к чьему мнению он может прислушаться в качестве поощ-

рения за выполненную работу. Лидер устанавливает регламент во время формального и неформального общения. Лидер имеет пра­во перебивать. Лидер имеет право не знать. Лидер лишает членов управленческой команды права на незнание.

7. Тот, кто ставит цели, остальные работают над их достиже­нием. Цели лидера имрют приоритет. Над целями лидера работает вся команда. Над целями члена команды работает только сам член команды. Цели лидера выходят за рамки его личных интересов, но тесно связаны с ними.

 

Установление реального порядка