НОУ-ХАУ

Впервые российские предприятия столкнулись с термином «ноу-хау» в процессе заключения договоров с иностранными постав­щиками на закупку оборудования, дополнением к которому высту­пали различные технологические сведения о правилах его эксплуа­тации, обобщенно именуемые в контрактах know-how. Данное сло­восочетание переводится с английского языка как «знать, как сделать что-то». Оно закрепилось в деловом обороте для обозначе­ния совокупности знаний и опыта в некоей области деятельности, которые обладают научно-технической и коммерческой ценностью и могут иметь практическое применение. Подобные полезные све­дения могут иметь различный характер — технический, технологи­ческий, коммерческий, управленческий, финансовый и т.п.

Ноу-хау — самая старая форма охраны результатов интеллекту­альной деятельности. Это весьма эффективный режим защиты предпринимателями своих монопольных прав на какую-либо но­вацию, так как он, в отличие от патентования, не ограничен в сро­ках и не предполагает раскрытия сути нововведения. Так, напри­мер, в мировой практике охраняются рецепты бездымного пороха, духов «Шанель № 5», газированного напитка «Кока-кола». В рос­сийской практике применимы следующие критерии ноу-хау.

I. Ноу-хау— всегда научно-техническое достижение. При этом его уровень не имеет значения. Это может быть изобретение без патента, неполученного с целью сохранения тайны и неразглаше­ния направления поиска, проводимого фирмой. За рубежом на

предприятиях распространены собственные патентные библиоте­ки — картотеки. В них вносятся все патенты, заявки, отчеты с кон­ференций и прочие данные, которые удалось получить по интере­сующей тематике. Разработчик, пользуясь подобной картотекой, еще до разработки изделия может определить его новизну, техни­ческие решения конкурентов, срок выхода на рынок аналогичного изделия, уровень его юридической защиты.

2. Ноу-хау имеют техническую ценность. Данные научно-техни­ческие достижения могут быть воспроизведены промышленным путем. Далеко не все технические решения в силу несостыковки с существующей производственной технологией пригодны для се­рийного повторения и могут быть отнесены к ноу-хау.

3. Ноу-хау не защищены действующим законодательством. Пред­полагается только монополия секретности, а сам факт существо­вания ноу-хау зачастую хранится в тайне.

4. Ноу-хау носят секретный характер. Ноу-хау известны ограни­ченному кругу лиц на предприятии и только в той их части, знание которой необходимо для выполнения служебных обязанностей. На начальном этапе переговоров заключается опционное соглашение в форме соглашения о конфиденциальности, договора о намере­ниях, меморандума или памятной записки. Суть сводится к тому, что продавец обязуется ознакомить покупателя с общим содержа­нием ноу-хау, а покупатель обязуется купить данное ноу-хау, а в случае отказа от покупки обязуется не использовать полученные сведения, не разглашать их и не передавать третьим лицам. Иног­да стороны идут на депонирование средств на счет продавца, пе­реходящих ему при каких-либо нарушениях соглашения. В данной ситуации опционный договор не может иметь в заглавии слова «со­глашение», поскольку по международной традиции соглашения не подразумевают операции по изменению прав собственности.

5. Ноу-хау имеют коммерческую ценность. Данный момент осо­бенно выгодно использовать при переговорах: целое изделие дро­бится на блоки, блоки на узлы, узлы на части, из узлов или частей выделяют ноу-хау. Таким образом удается получить плату за все ноу-хау, относящиеся к изделию. Такая тактика особенно эффек­тивна при торговле комплексным оборудованием, когда удается продать сотни сопутствующих лицензий на ноу-хау.

6. Для использования ноу-хау необходимо обладать определенными знаниями. Обычно применяется понятие «существующий уровень техники», описывающее знания, которыми обладает специалист в данной области, полученные из доступных неспециалистам источни-

ков, т.е. за уровень техники принимается уровень открытых публика-ций. Буквальное понимание данного подхода приводит к высоким затратам по освоению и применению полученных ноу-хау, что одно­значно повышает уровень производства, но снижает коммерческую эффективность всей операции. Кроме того, без учета данного крите­рия возможно выдвижение покупателем требований к продавцу по подготовке специалистов покупателя до уровня, необходимого для применения полученного ноу-хау за счет продавца. Если же сущест­вует данная запись, то подобные образовательные услуги оформля­ются отдельным договором либо отдельной статьей в общем договоре и имеют самостоятельную стоимость и отдельный расчет цены.

7. При передаче ноу-хау не имеет значения, в какой форме это бу­дет сделано — устной, письменной или визуальной. Это исключитель­но российское дополнение, продиктованное стремлением избежать потерь на этапе переговоров и последующей подготовки докумен­тации. В мировой практике существует традиция устной лицензии, не фиксируемой на носителях информации, и с сокрытой формой оплаты. Ее существование продиктовано острой конкурентной борь­бой на мировых рынках. Это секретное соглашение о неразглаше­нии сведений, полученных при передаче ноу-хау.

Используя данные критерии при составлении договора о пере­даче ноу-хау, можно значительно повысить экономический эффект сделки. Одна только правильная формулировка определения «ноу-хау» позволяет критически оценить весь проест договора и сделать соответствующие выводы. Таким образом, при передаче ноу-хау в преамбуле договора должна иметься следующая запись: «Предме­том договора является ноу-хау, а именно:

•    научно-техническое достижение;

•    имеющее техническую ценность;

•   юридически и законодательно не защищенное;

•   носящее секретный характер;

•   имеющее коммерческую ценность;

■ применяемое на основе достаточных знаний специалистов по­купателя;

•   передаваемое в устной, письменной или зрительной форме». Став предметом коммерческих сделок, ноу-хау оказались объектом

гражданско-правовых отношений. В ранее действующих «Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик” давалось определение ноу-хау как технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производ­ства. При этом указывалисьтри условия правовой охраны ноу-хау:

•   эта информация имеет действительную или потенциальную ком­мерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

•   к этой информации нет свободного доступа на законном осно­вании;

•   обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Гражданский кодекс РФ, призванный заменить «Основы граж­данского законодательства», не упоминает о ноу-хау, но содержит правовую конструкцию коммерческой тайны. Согласно ст. 139, п. I служебная или коммерческая тайна — это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. В соответствии с Гражданским кодексом (ст. 138) исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуа­лизации продукции, выполняемых работ или услуг обозначено тер­мином «интеллектуальная собственность*.

Ноу-хау, подобно интеллектуальной собственности, является результатом интеллектуальной деятельности, права на который ох­раняются государством. Вместе с тем имеется ряд отличий в правах на ноу-хау (или коммерческую тайну) от прав на объекты интеллек­туальной собственности. Первые не носят исключительного харак­тера и не ограничены в сроках (охраняются до тех пор, пока выпол­няются условия отнесения информации к коммерческой тайне), а также не требуют государственной регистрации. Таким образом, ноу-хау являются частным случаем коммерческой тайны. Ни ноу-хау, ни коммерческая тайна не являются объектами интеллектуаль­ной собственности в терминах действующего российского законо­дательства (в отличие от международных норм). Коммерческая тайна является самостоятельным объектом гражданских прав, охра­няемым в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 139, п. 2; возмещение убытков) и Уголовным кодексом РФ (ст. 183; уголовная ответстве н ность).

 

НОУ-ХАУ