Типы распределения функций в команде

Функциональные обязанности, данные сотрудникам, со­здают для них управленческую нишу, где они могут в определенной степени реализовываться как личности, получают ощущения хо­зяина порученного им дела. С другой стороны, функциональные обязанности — это власть, делегированная сотрудникам. Отсут­ствие четкого разграничения сфер ответственности между членами команды рождает управленческую борьбу за власть, авторитет, со­циальный статус и финансы, которыми способен распоряжаться сотрудник в своей управленческой нише. Для начала руководитель проекта должен четко установить свои функциональные обязан­ности, которые становятся законом.

Функциональные обязанности сотрудников — это закон их жиз­ни. Составление функциональных обязанностей — это законо­творчество. Для членов команды лидер может установить функ­циональные обязанности сам, утвердив их приказом. Для ниже­стоящих это может сделать служба управления персоналом или руководители для своих подчиненных. С помощью функциональ­ных обязанностей можно легко направлять деятельность сотруд­ников в нужное русло, определять приоритеты в делах, устанавли­вать порядок в соответствии с целями и задачами проекта.

Ролевое распределение в команде определяется не только функ­циональными обязанностями и должностными инструкциями, но существует также элемент неформального взаимодействия между членами команды — неформальный ресурс команды, который складывается из индивидуальных способностей каждого ее члена. Можно выделить два направления, с которыми связана деятель ность команды в целом: 1) тип ролевого распределения «Профес­сиональная деятельность». Для этого типа определяющим является место каждого члена команды в технологическом цикле основной профессиональной деятельности; 2) тип ролевого распределения «Неформальное командное взаимодействие». Здесь ролевые функции определяются всей командой (и только командой) в соответствии с индивидуальными характеристиками каждого члена команды. За участниками команды закрепляются определенные роли:

•   «организатор-координатор» — как правило, это руководитель ко­манды, член команды прагматичного и практичного склада мыш­ления с навыками планирования и организации практической деятельности, который умеет воплотить идею, организовать сов­местные действия, правильно распределить обязанности;

•   «аналитик» — наиболее уравновешенный член команды с сис­темным складом мышления;

•   «переговорщик» — член команды, обладающий высокими ком­муникативными навыками и способностью к убеждению, с ши­рокими связями во внешней среде;

•   «критик» — член команды с критическим складом ума и уме­нием выявить все риски различных действий команды;

•   «душа компании» — наиболее эмоциональный и жизнерадост­ный член команды, ее «импульс» и «совесть»;

•   «эксперт» — член команды наиболее высокой квалификации, выполняющий ключевые операции;

•   «хозяйственник» — член команды, ответственный за снаряже­ние, оборудование и инвентарь команды;

•   «генератор идей» — член команды с наиболее раскрепощенным, образным складом мышления, с высокой образовательной подготовкой, широким кругозором и развитым творческим мышлением;

•   «стратег» — член команды со стратегическим мышлением, способный сохранять ключевое направление командной дея­тельности, формировать и конкретизировать видение проекта. Наиболее эффективным ролевое распределение становится при соответствии формального подхода неформальному ресурсу.

 

Типы распределения функций в команде