ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Понятие инновационного предпринимательства тесно свя­зано с понятием инновационного процесса. Инновационный про­цесс — это системный вид деятельности, направленной на разработ­ку и реализацию инноваций в общественной практике. Есть и другие определения инновационного процесса, сводящие эту деятель­ность только к процессу внедрения в хозяйственный оборот на рынке результатов законченных научных исследований и разрабо-токлибо иных научно-технических достижений. Такие определе­ния инновационного процесса представляются более узкими. Ин­новационный процесс можно разбить на следующие этапы.

1. Теоретические и фундаментальные исследования.

2. Целевые исследования.

3. Маркетинг.

4. Разработка конкретного продукта или услуги.

5. Технический проект.

6. Бизнес-планирование и дополнительные маркетинговые ис­следования.

7. Модернизация или техническое перевооружение производ­ственных мощностей для выпуска инновационного продукта (если это необходимо).

8. Строительство новых зданий или сооружений (если это не­обходимо).

9. Запуск сбытовых программ для продвижения на рынок ин­новаций {нового продукта или услуги).

10. Начало серийного тиражирования инновации (производство нового продукта, распространение новой услуги и т.д.).

11. Расширение сбытовых услуг как минимум до запланирован­ных в бизнес-плане объемов.

12. Капитализация прибыли (возврат затраченного на создание инновации капитала).

Под инновационном предпринимательством обычно понимают реализацию коммерческой компанией или (и) предпринимателем этапов 6-/2 инновационного процесса. Иногда специализирован­ные инновационные компании (обычно располагающие значи­тельными финансовыми ресурсами) реализуют этапы 3—12. Под

инновационным предпринимательством мы будем понимать процесс, включающий этапы 3—12 инновационного процесса. При этом отме­тим, что небольшие внедренческие компании и частные лица эта­пы 3—5 вряд ли смогут реализовать самостоятельно. Кроме того, согласно общепризнанной концепции тотального маркетинга мар­кетинг в инновационном процессе не ограничивается этапом 3, а охватывает и этапы 4—11.

Этапы 1—2 являются достаточно длительными по времени ре­ализации, конечный результат этих этапов, как правило, малопро­гнозируем, затраты на их реализацию зачастую бывают непомерно большими для частного бизнеса. Поэтому этапы 1—2, как правило, финансируются государством. Необходимость участия государства на этих этапах вызвана еше и тем, что даже в случае получения положительного результата на этапе теоретических исследований существует весьма значительный риск того, что не будет создан продукт для рынка. Опыт показывает, что более 90% теоретических исследований заканчивается безрезультатно, а из 10% оставшихся не все приемлемо для потребительского рынка. Понятно, что вряд ли найдется много частных компаний, желающих рискнуть своим капиталом при таком уровне риска и малопрогозируемости полу­чения результата вообще. Однако непрерывное осуществление теоретических исследований и их результаты стратегически важны для развития страны в целом. Ведь именно на базе новых знаний, получаемых в ходе фундаментальных исследований, частный биз­нес создает новые продукты для рынка. Поэтому эффективность функционирования государственного аппарата управления эконо­микой оказывает существенное влияние на ход инновационного процесса как в стране в целом, так и в отдельных отраслях и ком­паниях. От уровня организации и финансирования научной дея­тельности зависят в первую очередь результаты фундаментальных исследований, их внедрение в народное хозяйство и, следовательно, эффективность экономики страны.

Развитие инновационного процесса и соответственно уровень инновационного предпринимательства в той или иной стране или регионе обусловливаются развитостью инновационной инфраструк­туры, которая включает:

•   соответствующую нормативно-правовую и законодательную базу;

■ рынок предложения инноваций и спроса на них;

*   сеть организаций, осуществляющих коммерциализацию инно­ваций и капитализацию прибыли от внедрения инноваций;

•   консультационные центры, обслуживающие участников инно­вационного процесса;

■ информационно-посреднические организации (службы);

•   организации, осуществляющие экспортно-им портные опера­ции по нововведениям;

•   сеть организаций, осуществляющих инженерные, аудиторские, управленческие, координационные и иные платные услуги в интересах участников инновационного процесса.

Вместе с тем даже развитая инновационная инфраструктура не будет функционировать, если не будет кадров (научных сотрудни­ков, инженеров и менеджеров), готовых к восприятию инноваций и активному участию в их создании. Причем человеческий фактор приобретает все большее значение для отдельных фирм, а для ин­новационных компаний этот фактор является определяющим. В некоторых случаях коммерческая стоимость компании опреде­ляется не столько раскрученностью ее брэнда, наличием офисов, оргтехники или другого имущества, а тем, что в ней работают опре­деленные люди. По прогнозам, в перспективе значимость челове­ческого фактора при оценке стоимости компании будет только увеличиваться. Именно от того, какие люди обеспечивают реали­зацию инновационного процесса в компании, зависят качество разрабатываемых инноваций и их коммерциализация.

Формальным критерием для сравнения компаний и стран меж­ду собой в смысле их инновационной эффективности является так называемый коэффициент инновационной активности. Этот коэф­фициент численно характеризует инновационную активность хо­зяйствующих субъектов и рассчитывается по формуле

 

ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

где Какг коэффициент инновационной активности; Кв н — число внедренных нововведений за отчетный период; Ка н — общее чис­ло нововведений, зарегистрированных инновационных предложе­ний, запатентованных научно-технических решений и т.д. с мо­мента образования страны или субъекта хозяйственной деятельно­сти, для которого производится расчет коэффициента.

В инновационном процессе ряд авторов выделяют макроэко­номическую и микроэкономическую части. Макроэкономический механизм инновационной деятельности зависит от экономиче­ского потенциала государства и характера его экономической по­литики. Микроэкономический механизм инновационной деятель-

ности зависит от конкурентоспособности компании на рынке, ее финансового менеджмента, культуры производства, от уровня ду­ховных запросов населения страны или региона, где реализуется товар данной компании.

В данной главе основное внимание уделяется микроэкономичес­кому механизму инновационной деятельности. Приводимый ниже анализ макроэкономической части инновационного процесса дается в сжатом виде с единственной целью — дать читателю некоторое представление о внешнем окружении компании, воздействующем на состояние инновационного предпринимательства на микроуровне.

 

ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА