ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Практика развития маркетинга на российских предприяти­ях показывает, что на начальном этапе его воспринимают преиму­щественно как торгово-сбытовую или даже рекламную деятель­ность. В дальнейшем приходит осознание того, что маркетинг — это не улучшение работы какого-либо подразделения предприятия, а выполнение новой функции по взаимодействию с рынком, когда на запросы потребителя ориентируется вся деятельность предпри­ятия. По мере развития рыночных отношений маркетинг интегри­руется в общую систему управления предприятием, когда в основе принятия всех решений лежит информация о рынке.

Выявляется структура приоритетов маркетинговой деятельности российских предприятий. Так, в настоящее время самой приори тетной задачей является работа, направленная на получение ры­ночной информации о спросе, рыночной конъюнктуре и конку­рентах. Следующим по значимости приоритетом является марке­тинговая деятельность, направленная на усиление конкурентных позиций. На третьем месте стоят приоритеты маркетинговой ра­боты, которые формируют перспективную деятельность предпри­ятия на рынке. Это изучение мотивации потребителя, сегментация рынка, позиционирование, создание имиджа фирмы и т.д.


Создание и развитие маркетинга на российских предприятиях определяются рядом факторов:

*   условия формирования отечественного рынка— маркетинг вос­принимается прежде всего как средство выживания, направлен­ное на использование имеющегося производственного, финан­сового, трудового потенциала для удовлетворения запросов по­требителей в условиях перехода к рыночной экономике;

*   поведение российского потребителя — поведение потребителя «нестандартно» по отношению к западным образцам. Можно говорить о некоторых тенденциях, не укладывающихся в об­щепринятую маркетинговую типологию и требующих допол­нительного изучения;

*   характер развивающихся деловых отношений — склонность к цен­трализму, непонимание важности маркетинга. Не все марке­тинговые инструменты используются достаточношироко. Наи­более привлекательным является использование цены. На со­временном этапе цена дает возможность, не привлекая другие средства, получить немедленный эффект;

•   конкурентная среда — характерен диктат производителя (моно­полизм), особенно в сфере сырьевых и стратегических ресурсов;

•   ориентация на прямую экономическую выгоду — не учитывается влияние деятельности предприятия на окружающую среду;

•   несовершенство законодательства— часты нарушения обяза­тельств рыночными контрагентами, распространены антимар­кетинговые стереотипы потребительского поведения, многие руководители мыслят старыми «производственными», а не ры­ночными категориями.


Современный уровень использования маркетинга на россий­ских предприятиях нельзя назвать удовлетворительным. По оцен­кам, только 20—25% предприятий имеют полноценные службы мар­кетинга, которые занимаются активными исследованиями рынка и дают руководителям предприятий информацию, позволяющую адаптировать производство к требованиям рынка.

 

ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ