Матрица направления развития

Матрица направления развития (область деятельности /тип стратегии) позволяет реализовать стратегию развития за счет вы­бора интегрированного или диверсифицированного пути развития (рис. 3.2).

 

Матрица направления развития

Диверсификация оправдана, если производственная цепь пред­приятия предоставляет мало возможностей для роста. Различают дивергентные и конвергентные приобретения. Интеграция имеет смысл, когда предприятие намерено повысить свою прибыльность путем повышения контроля над важными звеньями в производ­ственной цепи. Речь идет об установлении взаимоотношений с другими элементами маркетинговой системы отрасли, в том числе и их приобретении.

Чистая диверсификация направлена на выход в новые для пред­приятия области рыночной деятельности, которые не связаны с ее прошлой деятельностью. Предприятие отказывается от своей пре­жней деятельности. Концентрическая диверсификация представляет собой путь поиска новых видов деятельности за рамками той про­изводственной цепи, в которой она действовала, и поиска новых направлений, учитывающих ее потенциал. Такая компания остается в сфере прежней деятельности, при этом выходит на новые рынки с новым продуктом, что обеспечивает синергический эффект. По­литика маркетинга в рамках диверсификации направлена:

*   на максимальное использование технологических ноу-хау фир-мыдля совершенствования товара, инноваций;

•   существенное повышение рыночного имиджа предприятия, мар­ки продукции, каналов сбыта, коммуникативных связей с целью создания спроса со стороны потенциальных потребителей. Вертикальная интеграция означает установление контроля над

предприятиями предшествующей стадии производственной цепи или над предприятиями последующей стадии производственной цепи для повышения качества, обеспечения требуемого количества изделий, доступа к новой технологии и т.д. Горизонтальная интег­рация — установление контроля или поглощение конкурентов для увеличения доли рынка. Политика маркетинга в стратегии интег­рационного роста предполагает:

•   обеспечение конкурентных преимуществ на рынке;

•   развитие продукта с использованием новых технологий;

•   использование современных методов распределения продукции;

•    гибкую политику цен;

•   активное продвижение товара на рынок.

 

Матрица направления развития