РАЗВИТИЕ ВЕНЧУРНОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИИ

Точкой отсчета развития венчурной индустрии в России следует считать 1993 г., когда на Токийском саммите между пра­вительствами стран «Большой семерки* и Европейским Союзом было заключено соглашение о поддержке российских предприя­тий, приватизированных в результате осуществления Государствен­ной программы РФ массовой приватизации, в рамках которой око­ло 15 000 малых и средних предприятий перешли в частную соб­ственность. В период с 1994 по 1996 г. было создано II региональных с венчурных фондов (РВФ) в партнерстве с Европейским банком ре­конструкции и развития (ЕБРР), выделившим 310 млн дол. на фи­нансирование акционерного капитала, и странами-донорами {Фран­ция, Германия, Италия, Япония, США, Финляндия, Норвегия и Швеция), выделившими 207 млн дол. в виде безвозмездных ссуд. Таким образом, каждый из РВФ был капитализирован на сумму около 50 млн дол., из которых 30 млн дол. были предназначены для инвестирования, а остальные — для использования в качестве тех­нической помощи и на содержание управляющих компаний.

В 1997 г. 10 действующих на территории России венчурных фондов образовали Российскую ассоциацию венчурного инвестиро­вания (РАВИ) со штаб-квартирой в Москве и отделением в Санкт-Петербурге. РАВИ стала ассоциированным членом Европейской ассоциации венчурного капитала (EVCA). В настоящее время РАВИ объединяет 15 полных членов и 15 ассоциированных. Основная цель РАВИ — содействие становлению и развитию венчурной ин­дустрии в России. Задачи РАВИ:

•   формирование в России политического и предприниматель­ского климата, благоприятного для инвестиционной деятель­ности;

•   представление интересов членов РАВИ в органах власти и управ­ления, средствах массовой информации, финансовых и промыш­ленных кругах, внутри страны и за рубежом;

•    информационное обеспечение участников российского вен­чурного рынка;

* формирование слоя квалифииированныхспециалистовдля ком­паний венчурного бизнеса.

В рамках реализации своих целей и задач РАВИ проводит рос­сийские венчурные ярмарки. Пятая российская венчурная ярмар­ка прошла 7-8 октября 2004 г. в Санкт-Петербурге, на которой бы­ли представлены проекты 75 компаний, предварительные заявки которых удовлетворяли формальным требованиям венчурного ин­вестирования.

Распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. был уч­режден Венчурный инновационный фонд— некоммерческая орга­низация, созданная для формирования организационной структу­ры системы венчурного инвестирования в соответствии с одобрен­ными Правительственной комиссией по научно-инновационной политике основными направлениями развития внебюджетного финансирования в высокорисковые наукоемкие проекты. В ка­честве имущественного взноса в Венчурный инновационный фонд были вьщелены средства из Российского фонда технологического развития Минобрнауки России. В 2003 г. администрация Перм­ской области учредила Пермский фонд содействия венчурному инвестированию с уставным капиталом 50 млн руб.

В настоящее время в России сложились необходимые и доста­точные предпосылки для создания системы венчурного инвести­рования, ориентированной на привлечение капитала (преиму­щественно национального) в инновационный сектор российской экономики. В сложившейся ситуации на передний план выходит проблема создания инфраструктуры поддержки и содействия раз­витию венчурной индустрии в России. Одним из наиболее важных и приоритетных направлений деятельности создаваемой инфра­структуры является подготовка высококлассных специалистов для венчурного предпринимательства, которые, с одной стороны, смо­гут эффективно построить работу управляющей компании не толь­ко вновь создаваемых венчурных фондов, но и достойно заменить иностранных специалистов, доля которых в менеджменте управ­ляющих компаний уже действующих фондов неуклонно снижает­ся, а с другой стороны, будут способны ориентировать менеджмент малых инновационных компаний на привлечение венчурных ин­вестиций и подготовку компаний к их получению.

Способом решения проблемы формирования слоя высококвали­фицированных специалистов для венчурного предпринимательства является создание многоуровневой системы поддержки, консульти­рования и тренинга менеджеров венчурных фондов и инновационных

предприятий на федеральном и региональном уровнях (коучинг-цен-тров), тесно связанной с действующей и формирующейся инфра­структурой поддержки технологической инновационной деятельно­сти и венчурного предпринимательства. Основные принципы постро­ения системы поддержки, консультирования и тренинга менеджеров венчурных фондов и инновационных предприятий:

•   подготовка менеджеров и экспертов;

•   интеграция в существующую инфраструктуру регионов;

•   многоуровневая структура: базовый центр (Институт прямых и венчурных инвестиций РАВИ) — коучинг-центры в феде­ральных округах — региональные опорные точки.

Задачи Института прямых и венчурных инвестиций РАВИ: 1) под­готовка специалистов для работы в коучинг-центрах; 2) обеспече­ние методическими материалами и передача технологии обучения в коучинг-центры; 3) подготовка специалистов для управляющих компаний российских венчурных фондов. Задачи коучинг-центров федеральных округов, которые создаются во всех федеральных ок­ругах:

•   подготовка и сопровождение специалистов целевых групп слу­шателей (менеджеров малых инновационных компаний, ориен­тированных на привлечение венчурных инвестиций; представи­телей администраций федерального и регионального уровней, ответственных за развитие инновационного сектора экономи­ки; представителей инфраструктурных организаций, осуществля­ющих поддержку инновационной деятельности);

•   предоставление консультационных и информационных услуг в данном федеральном округе по всему комплексу вопросов, свя­занных с деятельностью венчурных фондов, и привлечение пря­мых инвестиций в малый высокотехнологичный бизнес, созда­ние отраслевых и региональных венчурных фондов с участием национального и иностранного капитала;

•   создание сети региональных агентств.

 

РАЗВИТИЕ ВЕНЧУРНОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИИ