СОЗДАНИЕ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

С юридической точки зрения создание малого инноваци­онного предприятия ничем не отличается от создания любых дру­гих коммерческих компаний — торговых, посреднических, произ­водственных и т.д. Предпринимателю, пожелавшему создать малое инновационное предприятие, надлежит подготовить устав пред­приятия и, если он является не единственным владельцем созда­ваемой компании, учредительный договор. Подготовленные доку­менты надлежит сдать в налоговую инспекцию, заплатив соответ­ствующую пошлину и сформировав уставный капитал. Если у предпринимателя нет достаточно времени или желания самому заниматься подготовкой документов, то он может обратиться в юридическую фирму, занимающуюся подготовкой документов к регистрации и собственно регистрацией в налоговых и других го­сударственных органах. Стоимость услуг таких организаций, как правило, приемлема для предпринимателя, открывающего свой бизнес.

Любое коммерческое предприятие, в том числе и инновацион­ная компания, с момента своего возникновения должно вести хо­зяйственную деятельность, приносящую доход, достаточный для того, чтобы как минимум покрывать расходы на организацию бух­галтерского учета на предприятии, содержание офиса (если он есть), заработную плату наемному персоналу (если он есть), оплату телефонных счетов, расходов на Интернет и т.п. В отличие от биз­неса, связанного с производством традиционных изделий или про­дажей готового продукта, предпринимателю, занимающемуся НИОКР, сначала надо продукт создать — изобрести, изготовить опытный образец, испытать его, сертифицировать, а уже потом на­чинать его серийное производство и продажу на рынке. Конечно, последнее справедливо только в том случае, если предприниматель вообще собирается заниматься производством разработанной им

продукции, а не продавать патенты на изготовление созданного им нового продукта или на тиражирование разработанной им новой услуги. Во всех случаях предпринимателю, решившему заниматься инновациями, необходимо понимать, что у него должяы быть сред­ства на поддержание деятельности компании до начала продаж вновь созданной услуги или продукта на рынке. Помимо средств на финансирование НИОКР по созданию новой продукции или услуги у такого предпринимателя обязательно должен быть резерв на покрытие незапланированных убытков: затягивание сроков НИОКР, аварийные ситуации, неполучение необходимого резуль­тата и т.п. (см. главу 9).

Таким образом, либо предприниматель, занятый инновациями, должен иметь другой бизнес, доходы от которого он может исполь­зовать на финансирование НИОКР в своей инновационной ком­пании. Либо у такого предпринимателя должен быть запас средств, достаточный, чтобы оплатить все будущие расходы на НИОКР и коммерциализацию их результатов. Либо он должен выиграть грант на финансирование НИОКР своей компании. Отметим, что зани­маться каким-либо традиционным бизнесом и финансировать из него первоначальный этап создания инновационной компании целесообразно только в том случае, если в бизнесе работают как ми­нимум два партнера. Один из партнеров основное время должен уделять поддержанию традиционного бизнеса, приносящего при­быль в настоящее время, а второй — концентрироваться на разра­ботке и освоении инновационного продукта. Причем партнеры по бизнесу должны ставить целью «раскрутку» именно инновацион­ной компании.

В настоящее время в России создаются финансовые институты, позволяющие профинансировать начало инновационного бизнеса из средств, выделяемых в качестве грантов, и целевого финанси­рования НИОКР в малых компаниях. Однако система финанси­рования инновационных проектов в стране только складывается, и реально финансируются по такой системе пока немногие проек­ты. Поэтому при планировании бизнеса малого инновационного предприятия лучше рассчитывать на то, что первоначальный этап создания такой компании будет реализован предпринимателем за свой счет. Перспективу получения внешнего финансирования сле­дует рассматривать как «дополнительный бонус», улучшающий финансовое состояние компании.

В российском законодательстве предусмотрены некоторые льготы для инновационных предприятий. В настоящее время на под-

держку инновационных компаний направлены следующие доку­менты: Закон «О государственной поддержке малого предпринима­тельства в Российской Федерации* от 14 июня 1995 г., предусматри­вающий создание Фонда поддержки малого предпринимательства; постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г.; Налоговый кодекс РФ, ч. II (2000). предусматривающий некоторые налоговые льготы при финансировании инновационной деятельности орга­низаций. Кроме того, в некоторых субъектах Федерации на мест­ном уровне принимаются документы, ориентированные на созда­ние благоприятных условий для развития малого инновационного предпринимательства в регионе. К. регионам России, где наиболее разработано местное законодательство, поддерживающее регио­нальный инновационный процесс, можно отнести Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

Важным аспектом любого бизнеса, а тем более инновационного, является маркетинг. Для инновационных компаний, ориентиру­ющихся на создание конкретных товаров и услуг для рынка, правиль­но организованные маркетинговые исследования приобретают пер­востепенное значение. Вообще говоря, в рыночной экономике уме­ние продать свой продукт и знание рынка зачастую имеют большую ценность, чем хорошо выполненое научное исследование. В прак­тике известны случаи, когда результаты перспективной научной работы не попадали на рынок, а более слабая разработка начинала тиражироваться в массовом масштабе, принося значительную при­быль ее создателям. Секрет прост — продвижением такой разработ­ки занималась более квалифицированная менеджерская команда, хорошо знающая рынок и способная договориться с инвестором.

Поскольку маркетинговые исследования должны быть выпол­нены предпринимателем при открытии инновационной компании, а рыночная стоимость таких услуг весьма существенна, то вопрос об их проведении зачастую становится «камнем преткновения» в создании малого предприятия. Если бюджет предпринимателя не позволяет провести необходимые исследования в полном объеме, то можно воспользоваться приемами так называемого «партизан­ского маркетинга», чтобы получить более или менее достоверные данные о рынке. Как правило, точность таких прогнозов — поряд­ка 50-70%, что вполне приемлемо для стадии инициации нового инновационного проекта.

Второй способ снижения первоначальных издержек на марке­тинг — принять на работу в инновационную компанию специалис­та по маркетингу. Этот специалист должен быть хорошо знаком с

практикой маркетинговых исследований для оценки рыночной привлекательности инновационной идеи и организовать их про­ведение в компании в необходимом объеме. Кроме того, предпри­ниматель, создающий новое инновационное предприятие, может получить необходимую помощь по проведению маркетинговых исследований в бизнес-инкубаторе.

После того как необходимые сведения о рынке будут получены, можно приблизительно спрогнозировать объем будушего произ­водства и стоимость продукции (услуги). Предпринимателю над­лежит тщательным образом спланировать экономику будущего бизнеса, т.е. составить бизнес-план.

 

СОЗДАНИЕ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ