ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящее время существует большой разброс в трактов­ке понятий «новшество», «новация», «нововведение» и «иннова­ция». Часто эти слова заменяют русскими словами «новое» или «новинка». Отметим, что они применяются, как правило, в двух случаях: для обозначения того, чего ранее не было, или того, что ранее было, но имеет качественно новые отличительные признаки. В профессиональной среде используются все указанные выше тер­мины. Приведем их определения.

Новшество — это оформленный результат фундаментальных, при­кладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности [4]. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патен­тов, товарных знаков, рационализаторских предложений, докумен­тации на новый или усовершенствованный продукт (технологию, управленческий или производственный процесс, организационную,

производственную или другую структуру), ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандарты, рекомендации, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследова­ний и тд. Новация (лат. novation — изменение, обновление) представ­ляет собой какое-то новшество, которого не было ранее. Термины «новшество» и «новация» — синонимы.

Процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы или человеческой среды на­зывается исследованием. Изобретение — это результат исследова­ний, реализованный в новом приборе, механизме, инструменте, технологии, методе и прочем, созданном человеком. Открытие — это результат исследований, возможно, побочный. Открытие, а также изобретение делаются, как правило, на фундаментальном уровне и редко изобретателем-одиночкой. Они могут произойти случайно и не преследуют цель получить выгоду.

Нововведение представляет собой замену старого объекта (яв­ления) новым. Используются два толкования этого термина — но­вовведение как процесс и нововведение как результат. В табл. 1.2 приведены определения ученых, профессионально занимающихся инновациями.

Таблица 1.2

Варианты определения понятия «инновация»

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

После анализа и обобщения приведенных в таблице определе­ний можно сделать следующие выводы.

1. Бесконечное число конкретных ситуаций по переходу объек­тов, систем, предприятий, общества в целом из одного состояния в другое, более совершенное и предполагающее нововведения, до­пускает возможность бесконечного числа формулировок и опре­делений. Приведенные выше формулировки отражают тс пробле­мы, с которыми сталкивались авторы.

2. Переход в более совершенное состояние предполагает внед­рение и реализацию новшеств — новых средств, способов, продук­тов, методов, технологий, которые необходимо придумать, разра­ботать, изобрести.

3. Инновация как реализованная совокупность новых знаний должна иметь практическое применение и давать эффект в соот­ветствующих областях.

4. В зависимости от объекта и предмета исследования инновации рассматриваются как результат {И.Т. Балабанов, Г.Я. Гольдштейн, С.Д. Ильенкова, Л.В. Канторович, В.Г. Медынский, РА. Фатхутди-

нов), как изменение (Ф. Валента, Л. Волдачек, Дж. Шумпетер) и как процесс (Т. Брайан, СВ. Валдайцев, В. Раппопорт, К. Пасс, Б. Лоус, Э. Пендлтон, Л. Чедвик, Б. Санто, Г.М. Гвишиани).

В настоящее время существует международный стандарт поня­тия «инновации» как вполне определенной управленческой кате­гории. Он содержится в документах, известных под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло» (приняты на кон­ференциях в соответствующих городах). Понятия инновации, при­нятого в этих документах, придерживаются большинство теорети­ков и практиков в области управления. Именно оно взято за осно­ву и при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в России, при разработке концепций, программ, других стратегиче­ских документов по инновационной деятельности. Согласно меж­дународному стандарту, инновация (нововведение) — это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Российскими официальными терминами по инновации явля­ются термины, используемые в Концепции инновационной поли­тики Российской Федерации на 1998-2000 гг., одобренной поста­новлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. Такими термина­ми являются:

•   «инновация (нововведение)» — конечный результат инноваци­онной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процес­са, используемого в практической деятельности;

•   «инновационная деятельность» — процесс, направленный на реа­лизацию результатов законченных научных исследований и раз­работок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, использу­емом в практической деятельности, а также связанные с этим до­полнительные научные исследования и разработки;

•   «государственная инновационная политика» — определение ор­ганами государственной власти РФ и органами государствен­ной власти субъектов Федерации целей инновационной стра­тегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;

•   «инновационный потенциал» (государства, отрасли, организа­ции) — совокупность различных видов ресурсов (включая ма-

термальные, финансовые, интеллектуальные, научно-техни­ческие и др.), необходимых для осуществления инновацион­ной деятельности;

«инновационная сфера» — область деятельности производите­лей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций;

«инновационная инфраструктура» — организации, способству­ющие осуществлению инновационной деятельности (иннова­ционно-технологические центры, технологические инкубато­ры, технопарки, учеб но-деловые центры и другие специализи­рованные организации);

«инновационная программа» (федеральная, межгосударственная, отраслевая) — комплекс инновационных проектов и меропри­ятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение за­дач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии).

Инновационная деятельность охватывает весь инновационный процесс — начиная с появления идеи и заканчивая внедрением и диффузией продукта. Таким образом, инновационная деятель­ность — это вид деятельности, связанный с получением и трансфор­мацией результатов научных исследовании и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в производстве с получени­ем соответствующего эффекта. При таком подходе инновацию можно назвать также инновационным продуктом или продуктом инновационной деятельности.

Академик Л.И. Абалкин предлагает использовать термины «инновационная активность* и «инновационно-активное пред­приятие» при следующих определениях. Инновационная актив­ность — динамичная целенаправленная деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, процессных, организационных и управленческих нововведений с целью получения инновационно-активным предприятием ком­мерческой выгоды и конкурентных преимуществ1. Инновационно-активное предприятие— предприятие, осуществляющее разработ­ку и применение новых или усовершенствованных продуктов,

технологических процессов и иные виды инновационной деятель­ности.

Близко к понятию «инновационная деятельность» понятие «ин­новационный процесс». Инновационный процесс представляет собой процесс создания, внедрения и распространения нововведений (инно­ваций). В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена в виде ряда этапов с получением следующих основ­ных результатов:

1) получение новшества, т.е. оформленных результатов закон­ченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иных научно-технических результатов;

2) внедрение новшеств в продукт, технологию или услугу, т.е. нововведение или инновация;

3) диффузия инноваций, под которой подразумевается распро­странение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях.

Отметим, что диффузия инновации — это процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между участниками социальной системы во времени.

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ