Потребности коллективов людей и организаций

Любой человек не может быть свободен от общества, в ко­тором он находится. Свои действия и потребности он должен со­гласовывать с окружением. Продукты и товары кто-то должен со­здать. Услуги кто-то должен обеспечить. Все возрастающие потреб­ности приводят к тому, что кто-то должен выпускать товары с новыми или принципиально новыми свойствами. Организовать новое производство в рыночной экономике в одиночку в условиях жесткой конкуренции крайне сложно. Для создания абсолютного большинства новых товаров и услуг требуется коллективный труд.

Решение проблемы было найдено еше в древности —создание ор­ганизаций (предприятий).

Организацияэто группа людей, деятельность которых сознатель­но координируется для достижения общей цели или целей. Существуют формальные и неформальные организации. Формальная организа­ция — это организация, юридически оформленная. Неформальные организации и группы возникают спонтанно, однако они также име­ют цели, для достижения которых они создаются.

Реально мы редко имеем дело с организацией, имеющей только одну цель. Чаще организации имеют набор взаимосвязанных целей. Все сложные организации являются не только группами, целена­правленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие характе­ристики. Во-первых, на основе информации (знаний) организации преобразуют ресурсы в продукты или услуги, которые удовлетворя­ют чьи-либо потребности. Во-вторых, они имеют разделение труда и систему управления. В-третьих, они представляют собой совокуп­ность групп людей, имеющих разные ожидания и потребности. Как правило, выделяют следующие группы, заинтересованные в успеш­ной деятельности организации (табл. 1.1).

 

Потребности коллективов людей и организаций

Главное в работе организаций — деятельность, направленная на успех. Организация считается добившейся успеха, если она достиг­ла своей цели. Составляющие успеха организации — выживание и эффективность. Рекорд выживания в настоящее время принадле­жит Римско-католической церкви, непрерывно действующей на

протяжении более 2000 лет. Чтобы быть успешной в течение дли­тельного времени, чтобы выжить и достичь своих целей, органи­зация должна быть эффективной. Эффективность, количественно измеряется целым рядом показателей и главный из них — прибыль­ность, т.е. превышение доходов над расходами. В рыночной эко­номике главная задача любого предприятия — удовлетворение за­просов потребителей. В эпоху научно-технического прогресса удов­летворить запросы потребителя можно, лишь предлагая все новые и новые товары и услуги по приемлемой для потребителя цене.

Необходимость нового (новшества, инноваций) изначально оформляется в сознании как проблема, связанная с наличием про­тиворечия между действительностью и ее возможным состоянием. Можно выделить две основные причины появления инноваций: 1) все возрастающие, меняющиеся потребности человека заставляют его искать новые способы и формы их удовлетворения, совершенство­вать старые (внутренняя объективная причина); 2) постоянно ме­няются среда обитания и условия человеческой жизнедеятельности, вызывая необходимость адаптации к этим изменениям (внешняя объективная причина). В итоге для того чтобы занять достойное место в жизни, человек должен постоянно искать что-то новое, не стоять на месте, использовать новшества, созданные другими. Тот, кто не подчиняется этому правилу, обречен на поражение.

 

Потребности коллективов людей и организаций